Саморегулирование » О развитии системы саморегулирования в строительной отрасли

Прошло почти два года с момента перехода строительной отрасли на саморегулирование. Срок достаточный, чтобы основные участники строительного процесса отладили взаимоотношения с органами государственной власти, с партнерами по бизнесу.

Что же получили строительные организации от введения новой системы? Насколько им упростили, облегчили, сделали более прозрачной систему взаимоотношений? Оглянемся назад.

Федеральный закон № 148, который определил принцип саморегулирования в строительстве, был подписан 22 июля 2008 года. Он обязал строительное сообщество перейти на саморегулирование с 1 января 2010 года. Что за это время успело сделать государство?

В течение трех месяцев со дня вступления закона в силу исполнительная власть должна была установить перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Перечень появился только через четыре с половиной месяца – приказ Министерства регионального развития от 9 декабря 2008 года № 274.

Полтора месяца отставания – срок вроде небольшой, тем более, что до введения обязательности саморегулирования остается еще год.

21 октября 2009 г. выходит приказ Минрегиона № 480 о внесении изменений в ранее утвержденный перечень.

«Вдогонку» за ним 30 декабря 2009 года выходит еще один приказ Минрегиона (№ 624) об утверждении перечня видов работ, а через два дня строители страны вступили в эпоху саморегулирования. При этом свидетельства о допуске выдаются по старому, 274 приказу, а новый вступает только с 1 июля 2010 года! При этом в Интернете было опубликовано два (!) варианта приказа № 624.

9 июня 2010 г. появился приказ Минрегиона (№ 275) о внесении изменении в приказ 624. А буквально через пару недель – 23июня того же года появляется очередной приказ № 294 со стандартным началом названия: «О внесении изменений…»

Но не только Министерство регионального развития оказалось не готово с первого, или хотя бы со второго раза решить возложенную на него Федеральным законом задачу. Оказались проблемой и форма бланков свидетельств о допуске к работам, а так же их заполнение.

Ростехнадзор первоначальную форму меняет уже третий раз (приказ от 24.05.2010 г. № 411, приказ от 13.11.2010 г. № 1042, приказ от 05.07.2011 г. № 356).

Строители не успевают менять свидетельства, в которых снизу написано: «без ограничения срока».

Если на что и могут пожаловаться строители, то только не на недостаток внимания со стороны государственных деятелей: только за один день 18 июня 2011 года было принято три (!) федеральных закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс! А еще регулярно выходящие постановления правительства РФ…

Строить некогда, надо успеть ознакомиться с изменениями в законодательстве и подзаконных нормативных актов. Так и напрашивается предложение о принятии закона о недопустимости изменения строительного законодательства хотя бы в течении года, чтобы хоть как-то уменьшить зуд законотворчества у группы руководящих товарищей.

За время существования института саморегулирования так и не получили однозначного толкования проблемные моменты во взаимоотношениях участников строительной деятельности.

1.      Почему компенсационный фонд, по разным оценкам более 50 млрд. рублей, изъят из строительства и обеспечивает благополучие финансовых структур? Для обеспечения ответственности строителей вполне хватило бы Гражданского и Уголовного кодекса, а так же системы страхования. Причем страхования как гражданской ответственности, так и строительных рисков.

2.      Почему «засекречен» Государственный реестр опасных производственных объектов? Информацию о конкретном объекте невозможно получить даже в Ростехнадзоре. Требования для работы на  опасных объектах временами абсурдны. Чтобы класть кирпич на девятиэтажном доме в центре Тюмени свидетельство о допуске не требуется, а выполнение каменных работ на строительство туалета на любом полустанке требует свидетельства о допуске к работам и наличие не менее 7 инженерно-технических работников имеющих аттестацию Ростехнадзора!

3.      Рентгенкабинеты в лечебных учреждениях – это в самом деле «объекты использования атомной энергии»? Может это тот случай, когда «хватит кошмарить наш бизнес»?

4.      В требованиях к инженерно-техническому составу законом определили: «…с проведением аттестации». Для того, чтобы выполнить, например, земляные работы или гидроизоляцию, уже не достаточно диплома инженера и регулярного прохождения повышения квалификации, необходимо еще и аттестоваться.

5.      «Заказчик» и «генеральный подрядчик», имевшие вполне четкие функции, цели, права и обязанности, из простых и понятных участникам строительного процесса терминов превращаются понемногу в «лиц, осуществляющих строительство», которые должны «организовывать и координировать работы и «осуществлять строительный контроль».Все неопределенные, «туманные» формулировки в нашей стране означают административные барьеры и повышение коррупционности. 

При всех радостных выступлениях с высоких трибун о том, что саморегулирование набирает силу, что оно с воодушевлением принято строительным обществом, нельзя не обращать внимание на то, что государственное управление строительной отрасли ведется бессистемно, в руководстве отраслью отсутствуют специалисты-строители, что саморегулирование не дало строителям ничего, чтобы включало слово «само…».

Самосознание не повысилось, добавилось только финансовых проблем и постоянная гонка за часто меняющимися правилами игры.

                                                                                                                     

5.12.2011г.

 

Поиск по сайту




Ассоциация строителей-отделочников Тюмени






















Российский союз строителей

© 2019 г. Союз строителей (работодателей) Тюменской области. При использовании информации с сайта ссылка на ssrto.ru обязательна
625000, Россия. Тюменская область, г.Тюмень, ул. Челюскинцев, д.3
тел/факс: +7 (3452) 44-40-95, 44-41-17
ssrto.ru

Сайт разработан на платформе ELport.CMS